igor_piterskiy (igor_piterskiy) wrote,
igor_piterskiy
igor_piterskiy

Category:

"Экономика должна быть экономной" - 2.



Еще немного о советской экономике, самой экономной в мире. На простых жизненных примерах.

Мой отец, классный слесарь и большой любитель охоты-рыболовства, увлекся одно время изготовлением охотничьих ножей. В магазинах-то тогда одни дешевые штамповки продавали, а у него получалась настоящая "фирмА". Но была одна проблема - к ножам нужны ножны.

Ну, процесс изготовления его тоже не пугал, но из чего их делать? Вроде как хорошо бы из кожи, только где ее взять? В магазинах кожу, кажется, в принципе тогда не продавали. Во всяком случае, я никогда не видел. Он попробовал походить по сапожникам - пустой номер! "Ты что, мужик, охренел?! Сами бы взяли! Если найдешь - приноси, хорошую цену дадим."

А было у отца по охотничьим делам несколько приятелей среди офицеров. Как-то один из них услышал о проблеме и предложил очень незатейливый выход. Офицерам полагалось по нормам столько кожаных сапог, что они просто не успевали их снашивать. Вот он и предложил принести лишние ненадеванные сапоги. Так было открыто богатое месторождение кожи! И какой кожи, все ж с военной приемкой! Небось на модельную обувь хуже шла. Единственный недостаток - радикальный черный цвет, как у Генри Форда ("Автомобиль может быть любого цвета, если он черный").

В общем, прямо по известному анекдоту.

- У вас изюм есть?
- Нету.
- А булочки с изюмом?
- Булочки есть.
- Тогда наковыряйте мне полкило!

Надо сказать, что проблемы существовали и с другими материалами. В нашем заполярном городке не было никаких военных предприятий. В более цивилизованных местах народ оттуда пер все что ни попадя. Поэтому дюраль, к примеру, отец добывал из списанных самолетных винтов, которые удавалось урвать на местном аэродроме. А толстый титановый лист, который он тоже иногда употреблял в своих поделках, имел еще более экзотическое происхождение - это была обшивка от лодочной МБР. Не очень далеко от нас находился полигон, с которого ими пуляли, и периодически ракетки улетали немного не в ту сторону.

Единственное, с чем проблем не было - это хорошая легированная сталь. Откуда? А на довольно небольшом заводе по ремонту шахтного оборудования, где работал отец, было собственное производство спецсталей!
На хрена, спросите вы? Дело в том, что с 60-х годов на шахты массово пошли так называемые механизированные комплексы, по уши набитые высоконапорной гидравликой (до 1000 атм). Как положено в советской стране, выпуском достаточного количества запчастей к ним никто не озаботился. Так что заводу пришлось осваивать это очень непростое производство. Был построен специальный цех, закуплены высокоточные станки, набраны квалифицированные специалисты.
Но и сталь для такой гидравлики нужна не абы какая. А в стране - одни комбинаты-гиганты, меньше вагона одного типа металла вообще не отгружают! Да еще заявку на фонды надо подавать минимум за год вперед. Поэтому и развели свою металлургию в виде небольшой электропечи. Приткнуть эту печку толком некуда было, запихнули в литейный цех. Остался проход для людей шириной сантиметров 60-70. С одной стороны - литейная яма глубиной несколько метров, с другой - эта печка шкворчит, как большой закипающий чайник. А приходится к ней прижиматься, чтоб не навернуться в яму. Не раз там ходил, ощущения специфические...
А теперь представьте, во что обходились эти запчасти! Ведь описанный расцвет советской промышленности происходил в Заполярье, где все в разы дороже, чем на "большой земле". И производство совсем мелкосерийное, если не сказать штучное. Я полагаю, себестоимость была на порядок выше, чем на серийном заводе.

Вот алюминия на заводе не было. Совсем. Это ж стратегический, строго фондируемый материал, всяким гражданским не положено! Зато потом на одном небольшом военном предприятии, где я работал на практике, я насмотрелся на изобилие - у них алюминиевым прокатом всех видов был даже двор завален.

На заводе можно было добыть не только сталь. Специфика занятий охотой и рыболовством в наших краях заключалась в том, что вблизи города ничего особо не водилось, а отъехать далеко невозможно без вездехода - дорог нет. Вот и образовывались группы энтузиастов со "своими" вездеходами. Отец в одной такой участвовал, у них был ГАЗ-47. Формально списанный, но приведенный в порядок силами "любителей". Стоял он на территории заводского гаража, там же его и заправляли из общего крана. А штука прожорливая - 1 литр на километр по бездорожью (между прочим, я с отцом как-то за 200 км на нем ездил, тогда еще дополнительные бочки горючки в кузов загружали). Запчасти примерно там же брали. Ничего, начальство закрывало глаза, все любят свежие рыбу и дичь.

Кстати, потом, когда отец уже ушел с завода, чтоб доработать подземный стаж (он был в особой бригаде высококлассных специалистов, обслуживавших капитальные установки на шахтах - подъемы, главные вентиляторы, центральные водоотливы), его сняли на пару недель с работы для выполнения спецзадания: сделать 2 ножа для приезжающих больших начальников - союзного министра и еще какого-то хрена. Нет, это были не взятки, так, небольшие сувениры...

P.S. Вспомнил еще одну историю, связанную с отцом и его заводом.
Где-то в самом конце 60-х партия озаботилась сильным перекосом промышленности в сторону группы А в ущерб группе Б. Если кто не знает этих советских терминов, группа А - производство средств производства, а группа Б - товары народного потребления. Говоря простыми человеческими словами, промышленность СССР большей частью работала сама на себя. Такой вечный двигатель по-советски: сама производит, сама потребляет. Население только под ногами путается, да еще имеет наглость что-то требовать!
К вопросу подошли по-нашему, по-простому - обязать КАЖДОЕ промышленное предприятие производить что-нибудь для народа. Но одно дело - гиганты ВПК, у которых ресурсов невпроворот, они на одних захомяченных запасах пятилетку могли работать, а совсем другое - хиломощные гражданские заводики, вроде того, на котором трудился отец. Напомню, что основной профиль - ремонт шахтного оборудования, подсобное предприятие при угольном комбинате.
Но приказ и им спустили! Дирекция почесала репу и вспомнила, что в экспериментальном цехе, где отец был мастером, из "сэкономленных материалов в нерабочее время" делают сувениры - "шахтерские наборы". Туда входили маленькие модели шахтерских каски, лампы и отбойного молотка. Все это делали по большей части вручную из латуни, никелировали и помещали в коробку из оргстекла. Такую фигню дарили юбилярам, заезжим начальникам и т.д..
Вот оно! Пусть за всех и отдуваются! Назначили цену, установили план, и эти наборы появились в некоторых городских магазинах. Цена была 25 руб.. Не сказать, что дешево, ни разу не видел, чтоб эту хрень покупали. Но, по словам отца, производство было сугубо убыточным, реальная себестоимость получалась много выше. Чистая ж кустарщина, сам не раз наблюдал, как это делается. Например, стоит мужик и полирует фиговину из набора на войлочном круге, вставленном в маленький сверлильный станок. Или выколачивает каску молотком на оправке. И т.п.. Зато директива партии выполнена!

Еще по теме: "Экономика должна быть экономной"
Tags: СССР, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 51 comments

Recent Posts from This Journal