igor_piterskiy (igor_piterskiy) wrote,
igor_piterskiy
igor_piterskiy

Category:

Норвежский рай для электромобилей.



В статье на Oilprice.com популярно разъясняется, почему Норвегия, несмотря на малоподходящие природные условия (холодная погода снижает пробег), стала образцовым рынком для электромобилей (в июне их доля в продажах новых автомобилей превысила 57%). Все дело в государственном стимулировании.

Норвежское правительство предлагает покупателям электромобилей множество пряников:

освобождение от НДС и других налогов на покупку и продажу автомобилей;
бесплатная парковка в общественных местах;
бесплатное пользование большинством платных дорог и несколькими паромными переправами;
разрешено использовать автобусные и коллективные полосы движения;
налог на автомобили компаний на 50% ниже для электромобилей, ежегодный налог на автотранспортные средства и дорожный налог также ниже;
зарядка аккумуляторов бесплатна на быстро растущем числе финансируемых государством зарядных станций.

Ну, а для непонятливых, не желающих идти в ногу с прогрессом, предусмотрен кнут:

25% НДС;
налог на СО2;
налог на окислы азота;
налог на вес;
непомерные налоги на бензин и дизельное топливо.

В результате электромобили дешевле при покупке, а стоимость их эксплуатации намного (до 75%) ниже, чем у обычных. Казалось бы, при таких условиях обычные автомобили должны уже вымереть в Норвегии, но нет, их все еще больше 90%. 2/3 семей, имеющих электромобиль, имеют и обычный, причем последний используется более интенсивно. Возможное объяснение есть в следующей цитате:

Еще одна интересная особенность норвежского рынка электромобилей - это расхождение между имущими и неимущими. Вероятность покупки электромобиля в 15 раз выше для 25% самых богатых норвежских домохозяйств по сравнению с 25% самых бедных. Поскольку цена покупки электромобиля в Норвегии ниже, чем обычного, это несоответствие нельзя объяснить первоначальным ценовым барьером. Тот факт, что 84% самых богатых домохозяйств владеют по крайней мере одним дополнительным обычным автомобилем против только 21% самых бедных домохозяйств, по-видимому, указывает на то, что без доступа ко второму обычному автомобилю владение электромобилем, несмотря на все стимулы, менее привлекательно для среднего человека. Это, скорее всего, связано с внутренними ограничениями электромобилей по сравнению с обычными. Во многих отношениях политика поддержки электромобилей в Норвегии является механизмом предоставления скидок на второй автомобиль и субсидирования стоимости жизни для богатых.

Т.е. небогатые норвежцы предпочитают переплачивать за обычные автомобили, поскольку электромобиль не очень годится в качестве единственного?

Все "бесплатное", конечно, стоит денег. По подсчетам 2014-го года, каждый электромобиль обходился бюджету (между прочим, нынче дефицитному, несмотря на нефтегазовые доходы) в 8100 долл. США в год (не считая бесплатную зарядку и доступ к выделенным полосам).

Побочное следствие такой политики всемерного поощрения электромобилей - только 14% их владельцев пользуются общественным транспортом, ездят на велосипеде или ходят пешком против 50% владельцев обычных автомобилей.

Еще по теме:
Помощь самым нуждающимся
Есть ли вообще польза от электромобилей?


P.S. Мировые продажи электромобилей впервые в современной истории упали в июле, и сразу на 14%, до 128 тыс. штук, после того, как в Китае урезали субсидии.
Tags: Норвегия, технологии, экология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments