igor_piterskiy (igor_piterskiy) wrote,
igor_piterskiy
igor_piterskiy

Category:

"Частный космический корабль"



Во-первых, я поздравляю Илона Маска лично и всех американцев с большим достижением! Однако освещение этого события в СМИ и соцсетях вызывает вопросы. Например, повсеместное использование слов вроде "частный космический корабль". В самом деле?!

Корабль (и ракета) действительно произведены частной корпорацией, но весь банкет оплатило американское государство. Простое сравнение: будете ли вы называть автомобиль, произведенный частной корпорацией, но купленный госучреждением, "частным автомобилем"? Наверняка нет.

Кстати, а кто раньше производил космическую технику в США? Вы что-нибудь слышали о государственных ракетных заводах? Этим и раньше занимались частники. Что же изменилось с приходом таких фирм, как SpaceX? Изменился процесс принятия решений и проектирования. Если раньше этим занимались в основном государственные служащие, то теперь - сотрудники частных корпораций. Хотя роль госструктур еще велика, особенно когда речь идет о пилотируемых полетах, государственное регулирование никто не отменял. Но все же эффективность резко поднялась.

Собственно, кроме государства (т.е. налогоплательщиков), мало кто может оплачивать полеты человека в космос. Уж очень дорого, да и смысл не до конца понятен. Если не считать необходимости трудоустройства для космических бюрократов и космонавтов/астронавтов. Есть еще некоторое количество "богатеньких буратин", мечтающих слетать в космос за свои. Не исключено, что Маск в обозримом будущем сможет уронить цены для них на порядок по сравнению с "Роскосмосом", сделав их доступными не миллиардерам, а простым мультимиллионерам. Но все равно "узок круг этих людей, страшно далеки они от народа".

Так получилось, что трансляцию запуска я смотрел на канале "Настоящее время". Это была ошибка. Картинку показывали ту же самую, но впечатление портили идиотские комментарии ведущего и приглашенных гостей. Среди прочего, они выражали неумеренные восторги по поводу того, что Маск прошел путь с нуля до запуска человека в космос меньше, чем за 20 лет.

Ребята, видимо, совсем не знакомы с историей. СССР и США в свое время тоже прошли путь с нуля до запуска в человека в космос меньше, чем за 20 лет. Да, тогда этим занимались большие государственные структуры, только нуль был почти абсолютным, совсем не таким, как у Маска. В обеих странах, как известно, серьезные ракетные программы начались со знакомства с достижениями Вернера фон Брауна, очень далекими от пилотируемых полетов в космос.

А что было у Маска? Он привлек Томаса Мюллера, ранее работавшего в фирме TRW, участнице американских ракетных программ еще с 50-х годов, и его коллег. Не буду оспаривать менеджерские таланты Маска, но самое главное, человеческий капитал и большой объем накопленных знаний, он получил уже в готовом виде. Кто там говорил "Я стою на плечах гигантов"?

P.S. О чем я забыл упомянуть: SpaceX получила неплохое финансирование от NASA не просто на этот конкретный корабль, а на на всю программу пилотируемых полетов. Выделение средств по годам: 2011 - 75 млн., 2012 - 450 млн., 2014 - 2.6 млрд.. Корабль выглядит уже не таким частным, нет?

Еще по теме: Эра Вернера фон Брауна
Tags: США, космос
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 167 comments