igor_piterskiy (igor_piterskiy) wrote,
igor_piterskiy
igor_piterskiy

Categories:

"Рекордсмены"



Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена! ("Герои спорта", Н. Добронравов)

На выходных СМИ разразились радостной новостью. Российские сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 установили новый мировой рекорд по дальности полета!

"Сегодня новый рекорд дальности и продолжительности полета на сверхзвуковых стратегических ракетоносцах Ту-160 установили два экипажа дальней авиации. Лётчики преодолели более 20 тысяч километров и находились в воздухе более 25 часов. Дольше на самолетах подобного класса никто не летал", — сообщил командующий дальней авиацией Воздушно-космических сил (ВКС) России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш.

В новости уточнялось, что самолёты взлетели с аэродрома Энгельс и приземлились там же. Полёт проходил над Северным Ледовитым и Тихим океанами. Указывалось также, что предыдущий рекорд по дальности полёта был установлен в 2010 году и тоже на Ту-160! Тогда дальность составила 18 000 км!

Но нашлись сомневающиеся, которые сказали: "Но позвольте, а как же американские B-52, которые летали кругосветки?" На что им важно ответствовали, что рекорд был поставлен на САМОЛЁТАХ ЭТОГО КЛАССА. К сожалению, конкретный класс защитники рекордов не указали. Однако если полазить по соответствующим ресурсам, то выходит что-то вроде "сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности".

Здесь хочется сделать небольшое лирическое отступление.

Советский Союз очень любил рекорды. Первый спутник, первый человек в космосе, первые к Луне, первый полёт сверхзвукового пассажирского самолёта и т.д. Советский Союз славился своими рекордами. Когда с напряжением сил и рискуя жизнями опережали американцев и создавали штучное изделие с рекордными характеристиками. Которое или вообще не годилось к серийной эксплуатации, или потом долго допиливалось до более-менее пригодного состояния. В итоге американцы оказывались позади по датам, но впереди по качеству и количеству. Но СССР был удовлетворён. Народу было что показать.

Сегодняшняя путинская Россия унаследовала страсть к рекордам. Вот только данный эпизод с Ту-160 вызывает некоторое недоумение. Дело в том, что в мире есть ещё один самолёт, который соответствует классу "сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности". Это американский B-1B Lancer (на фото).

Самолёт, внешне удивительно похожий на Ту-160. Два брата-близнеца. B-1B несколько меньше размерами и имеет меньшую максимальную скорость. При этом сопоставимую боевую нагрузку и дальность. Отрицать, что самолёты относятся к разным классам, весьма тяжело. Это два однотипных самолёта. Функциональные возможности машин исторически несколько отличаются — Ту-160 стал чистым ракетоносцем, B-1B применяет широкую номенклатуру вооружения как ракетного, так и бомбового — но это самолёты одного класса.

Если покопаться в интернете, то легко обнаруживается, что B-1B тоже ставил рекорды:

"В 1993 г. пара B-1B (No.No. 84-0057, 85-0082) из 28-го авиакрыла совершила перелет вокруг Земли за 36 ч 13 мин и 36 с. Они преодолели расстояние в 36 797,65 км с шестью дозаправками в воздухе, что стало абсолютным мировым рекордом. На маршруте бомбардировщики трижды совершили учебные бомбометания по целям на Окинаве и в Италии".

1993 год и 2020-й. "Более 20 000 км" и 36 797 км. Отдельно стоит отметить, что B-1B шли со скоростью около 1000 км/ч, а Ту-160 — около 800 км/ч. При этом B-1B ещё и несли боевую нагрузку, которую применяли по полигонам. Американцы не просто совершали рекордный полёт, но и демонстрировали, что это имитация боевого полёта с возможностью использования оружия по целям.

Американцы вообще любят проводить рекордные полёты для дальней авиации с демонстрацией боевого применения. Так, 18 января 1957 года три B-52B 93-го Бомбардировочного крыла совершили кругосветный полёт за 45 часов 19 минут, пролетев 39 750 км со средней скоростью 850 км/ч. Тогда тоже отрабатывалось бомбометание.

Вообще, затрагивая тему B-1B, стоит отметить особенности его применения. Ту-160 всегда был самолётом "судного дня", заточенным под применение крылатых ракет с ядерным снаряжением. В Сирии был эпизод, когда Ту-160 применили крылатые ракеты с неядерной боевой частью, но это не более чем локальная показуха. В то время как американский B-1B Lancer стал машиной, которая смогла наносить удары "по заявкам" с земли из положения "дежурство в воздухе" для прямой поддержки сухопутных войск. Самолёты взлетали с отдалённых баз, прилетали в Афганистан или Ирак и по 5 часов висели над районом с нагрузкой до 24 управляемых бомб GBU-31 JDAM.

Один из пилотов описал для прессы типичный полет следующим образом:

"Мы взлетим, через три часа полета встретимся с танкером, заправимся, пролетим еще пару часов до Афганистана, получим указания от командования, посмотрим на радар и будем ждать, пока кто-нибудь "позвонит" нам, чтобы мы могли прилететь и сделать свое дело. Когда наши бомбы будут сброшены, после воздушной дозаправки мы отправимся домой".

В реальности, когда передовые авианаводчики связывались с экипажами B-1B, наземные войска, как правило, находились в гуще боя. В наушниках были слышны крики, взрывы, группы спецназа в гористой местности просили уничтожить противника, работающего из засад. "Лансеры" очень быстро выходили на цель и наносили удар из-за облаков с высоты 12 км, так что противник не успевал понять, что произошло.

Как правило, в подобных вылетах B-1B работали с баз на Ближнем Востоке или с острова Диего-Гарсия в Индийском океане.

Но был как минимум один подтверждённый открытыми источниками эпизод, когда самолёты работали со своей "родной" базы Эллсуорт (Южная Дакота). В марте 2011 г. четыре B-1B из 28-го BW приняли участие в операции Odyssey Dawn, целью которой были удары по силам Муамара Каддафи в Ливии. Расстояние от Южной Дакоты до Ливии — почти 10 000 км по прямой. В боевом вылете с полной загрузкой бомбами JDAM самолёты преодолели более 20 000 км.

На фоне американской боевой работы "Лансеров" российский "рекорд" в исполнении министерства Шойгу смотрится как минимум глуповато. В стране совсем нечем гордиться, если приходится выдумывать несуществующие мировые рекорды? Или таки российские пропагандисты считают, что Ту-160 относится к особому классу самолетов, в котором есть только один тип — Ту-160? И в котором Ту-160 лихо побеждает в каждом новом "рекордном" полёте?

У американцев есть подтверждённые боевые вылеты с протяжённостью более 20 000 км. Американский Боинг-777 поставил рекорд дальности — 21 601 км. Американские военные самолёты в рекордных полётах на дальность облетали весь земной шар. Российские не могут повторить облёт земного шара, потому что банально нет заправщиков, размещаемых в разных точках планеты, как у американцев. Но отсутствие возможностей не смущает пропагандистов, которые придумывают подвиги там, где их на самом деле нет.

Источник

Интересное сравнение (отсюда):

"Для снижения ЭПР увеличилась доля композиционных материалов в конструкции. Носовой конус обладал радиопрозрачностью только в узкой полосе частот, на носки крыла и стабилизатора, а также на обтекатели корневой части крыла нанесли радиопоглощающее покрытие. По заявлениям специалистов фирмы "Рокуэлл", ЭПР B-1B по сравнению с В-1 А удалось снизить в 10 раз до 1 м2 и довести его до половины ЭПР легкого самолета Cessna 172 (это тот, который преодолел ПВО СССР и сел на Красной площади в 1987 г.).

Конечно, эта информация об ЭПР носит скорее рекламный характер, но автору довелось увидеть B-1B "в живую" в Полтаве, на мероприятиях по поводу 50-летия операции Frantic. С визитом прибыл B-1B (N2 85-0077) Screaming Eagle (с англ. - кричащий орел). Что особенно бросилось в глаза, так это невероятная гладкость обшивки и практически полное отсутствие стыков. Самолет выглядел игрушечным, как будто его вырезали из цельного куска материала. Оказывается, стыки обшивки заклеивали специальной лентой, а затем закрашивали. Стоявший недалеко Ту-160 (борт 14) из Прилук производил совершенно иное впечатление. Огромный и грубый самолет, с глубокими щелями, заклепки, дзусы... Через воздухозаборник видна первая ступень компрессора. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что эта поделка советской промышленности будет "светить" на экранах РЛС как сверхновая звезда. Кроме того, на белом самолете сильно бросалась в глаза грязь."

Еще по теме: Нехорошая примета


P.S. О нужности Ту-160 - Не в Ту сторону.
Tags: Россия, США, технологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments

Recent Posts from This Journal