igor_piterskiy (igor_piterskiy) wrote,
igor_piterskiy
igor_piterskiy

Categories:

Знал бы прикуп - не жил бы в Сочи. Рассказ сочинского архитектора.

Итак, я, сочинский архитектор Калямин Михаил Николаевич, более 6 лет проработавший здесь ГАПом (главным архитектором проектов), могу российским читателям данного ресурса рассказать много интересного по теме; такого, чего наши уважаемые граждане возможно ещё не знают. Хотя про зимнюю олимпиаду в субтропиках и олимпийскую стройку было уже достаточно много написано. Расскажу только о том, чему сам был свидетелем и видел собственными глазами.

Начнём с экономики города. Ибо на её расцвет и надеялись многие наивные сочинцы уповая на олимпиаду. Сами по себе олимпиады - убыточные мероприятия, даше самые скромные по затратам. Затраты на проведение зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года в размере 51 млрд долларов почти в три раза превышают смету зимней Олимпиады в Нагано (Япония) в 1998 году, которая до сих пор считалась рекордной, составив 17,5 млрд долларов. Сочи-2014 также затмят по затратам Олимпиаду в Пекине, на которую пошло 40 млрд долларов.
Понятно что доход с продажи билетов, обслуживания туристов, с продажи права на теле и радиовещание, а так же продажа сопутствующих товаров потребления не окупает вложения. Однако вложенные деньги у всех устроителей и хозяев олимпиад сторицей возвращались в бюджет через собираемые налоги от массовых инвестиций и развития бизнеса в городах, где проводились такие всемирные мероприятия. Во всяком случае до экономического кризиса.
Что же произошло в Сочи?
До объявления о выборе Сочи местом проведения зимней олимпиады в Сочи удерживался достаточно хороший инвестиционный климат, даже не смотря на первое сокрушительное падение репутации РФ из-за войны с Грузией и начала массового бегства капиталов из России. Я даже мог позволить себе выбирать наиболее интересные по финансам и профессиональной реализации предложения. Были инвесторы и проекты из Турции, Израиля, Австрии, Германии, и даже Японии.
Но сразу после объявления олимпиады начались чудовищные изменения ситуации. Казалось бы инвесторы должны были выстроиться в очередь для того, чтобы с выгодой для себя поучаствовать в этом празднике жизни... Однако...
Во-первых сразу же десятикратно (только по официальной кадастровой стоимости) подскочили цены на земельные участки. Чинуши поняли что настал их звёздный час и надо успеть урвать всё что возможно. У всех чинуш, сидящих на разрешительно-согласовательных процедурах землепользования (а в РФ по сути система землепользования феодальная, - смерду чтобы построить домишко даже на своей землице надо получать разрешение у боярина) появилась масса дочерних риэлторских фирм, оформленных на родственников этих чинуш, занимающихся земельными спекуляциями. Мимо них вам пройти было невозможно, т.к. согласовывать право строительства и подключения к городским коммуникациям вы всё равно придёте к ним, т.е. к чиновникам - реальным владельцам дочерних фирм. И цены на участки у таких спекулянтов достигать стали уже цен на аналогичные во Флориде и на Лазурном Берегу.
В это время я работал ГАПом в "Сочикурортпроекте" и владею информацией.
После этого уже многие инвесторы стали отказываться от своих планов в Сочи. Список инвесторов сразу сильно потощал. Но многие ещё питали надежды, соблазнённые пиаром небывалой по размаху олимпиады. Смертельный же удар по инвесторам был нанесён назначением на верховенство всех принимаемых в Сочи решений пресловутого "Олимпийского комитета". А это означало что действие федеральных законов (не говоря уже о конституции, не к ночи будь помянутой) приостанавливается и вместо законности вводятся указюки бояр комитетчиков.
Ну вы ж понимаете сами, какие беспредельные возможности открылись для всех чинуш и в первую очередь для бояр комитетчиков.
Если до объявления олимпиады прейскурант заносов и откатов в Сочи составлял от 20% до 30% сметной стоимости проекта и строительства, а сверх того заносили только за нарушения строительных норм и законов и правил землепользования, притом не за грубые нарушения, чреватые авариями и человеческими жертвами, то после назначения комитета торг начинался с 60% отката. А вскоре и вовсе не своих комитетчики и близко не подпускали к пирогу.
Сочи по сути превратился в резервацию в сырьевой колонии, личную плантацию избранного боярства, притом даже не сочинского, а целиком московского. С тех пор отношение сочинцев к москалям сильно изменилось и стало немногим лучше чем у украинцев (отсюда и терминология).
Понятно что уже за три года до даты открытия олимпиады в Сочи не осталось ни одного независимого инвестора, тем более зарубежных; только свои прикремлёвские и то по разнарядке. Не удивительно что половина бюджета олимпийского строительства была распилина и ушла в откаты. А по моим оценкам так не менее 60%.
Я в это время работал уже ГАПом сочинского филиала международной проектно-строителной турецкой компании "Хазинидароглу Озкан Иншаат Аноним Ширкети". Это название из имён турецких совладельцев компании. Признаюсь, три месяца ушло чтобы заучить наизусть. По мировым меркам компания средней руки, хоть и участвовала в строительстве газопровода из РФ в Турцию. Но по масштабам РФ - это очень крупная компания. Помимо Турции строит объекты в Азрбайджане (конечно), Казахстане, Украине, Болгарии. Строила и в РФ до недавнего времени, хотя при мне ни раз подвергалась явным "наездам" чиновников, в основном с таможни, нарушающим логистику и создававшим огромные проблемы инертному строительному бизнесу.
Причины давления обсуждать не буду, но они явно не политические. Лично у меня как у гражданина России претензий к деятельности компании не было. Они приспосабливались к правилам игры, которые им диктовали российские чинуши. И в личной беседе с главным менеджером филиала он мне сказал, что они бы и рады работать по европейским правилам, но увы...

Вот приведу тут один пример из многих мною известных.

Меня как ГАПа пригласили вместе с менеджером и гл. инженером на переговоры о реконструкции пляжа и главного корпуса пансионата "Зелёная Роща" (это где известная сталинская дача), который был включён в список объектов расселения олимпийских гостей. История прелюбопытнейшая. Расскажу ниже если останется место в статье или отдельной статьёй если народу будет интересно. А пока вкратце.
Задача была сделать предпроектное архитектурное и коммерческое предложение для дальнейшего заключения контракта на работы по реконструкции. Нарисовал я в архикаде парадиз как просили (файлы у меня в архиве до сих пор сохранились). Гл. менеджер попросил также прикинуть и составить ориентировочную смету по максимальным российским гос. расценкам на проектирование. Ну, сели мы всем отделом, перелистали все нормативные документы и выжали смету по-максимуму со всеми возможными коэффициентами. Отпечатали и отдали босу поехавшему на коммерческие переговоры с глазу на глаз. Возвращается бос и просит просто тупо увеличить все цифры по всем позициям втрое. Сделали. Поехал опять. Опять возвращается и опять просит увеличить цифры втрое. Я слегка в шоке перепечатываю и отдаю. Поехал в третий раз. Вернулся и попросил увеличить ещё в полтора раза и уже в последний. Сейчас администрация пансионата полностью сменилась, поэтому к новой администрации это повествование не относится.
Вы думаете что туркам с этого много должно было перепасть? Не мечтайте. Я видел много их внутренних смет. Хорошие расценки, очень кудрявые для россиян, но не более. Админы компании жили весьма скромно и на скромных машинах ездили. Я с ними 2 года бок о бок прожил и общался не только на работе.

Надежды сочинцев на открытие в городе массы дополнительных рабочих мест тоже оказались тщетны. Строили иногородние фирмы, которые приезжали со своими специалистами и опытными рабочими. Для грубой же рабочей силы завозили тысячами таджиков и узбеков. Ну, чисто по-московски. Город перед олимпиадой буквально почернел. Везде по всему городу бродили группы "чингизхановцев" голодными волками глядящих на сочинцев эксплуататоров. Объяснять же что мы оказались едва ли не в худшем положении было бесполезно. По городу не пройти, не проехать, - всё разрыто и перегорожено, везде кучи строительного мусора. Курортников отдыхающих с каждым годом становилось всё меньше. Море до сих пор изжелта мутное от неосевшей смытой со строительных площадок глины, как в бассейне бегемота в старых совковых зоопарках. Чтобы вся эта муть ушла и осела на большие глубины и больше не поднималась штормами потребуются годы.
Город урбанизировали, построили множество авторазвязок и опорных суперхайвеев. Фасады домов в централдьном районе где я живу отшпаклевали и хорошо покрасили. В центральный район и в Адлер с олимпийской деревней выстроили новые ЛЭП. Вроде бы благое дело Путин для Сочи сделал. Однако экономика города полностью убита. Много ли радости безработным нищим жителям от созерцания по-европейски красивых фасадов? Да и не долго им такими быть в городе с убитой экономикой. Как бальнеологический морской курорт Сочи полностью уничтожен. Той прелести соприкосновения с чистой буйной природой колхидских лесов и лазурного моря нет и в помине. Перед самым открытием олимпиады был в Старой Мацесте в центральном ванном здании. Как его построили при Сталине, так и не ремонтировали ни разу; ванные кабины, паркет, столярка, лепнина и выкраска стен под мраморы - старая со сталинских времён, благо тогда делали на совесть, отвечая за работу головой а не кошельком.
В 2014 сезоне недосчитались уже миллиона отдыхающих в сравнении с годом предыдущим, при том что начиная с 2011 года количество их неуклонно снижалось. Вчера сходил на пляж - почти как в Крыму, да и в самом городе туристов редко этим летом увидишь. А ведь отдыхающие - единственная оставшаяся статья дохода была у Сочи. Производства в городе не осталось никакого. Хотя были со времён СССР крупные и достаточно рентабельные комбинаты: мебельный, соков вин и напитков, консервный, швейная фабрика и комбинат строительных и отделочных материалов.
Я 2 года ходил вокруг мебельного комбината в надежде устроиться руководителем отдела дизайна и проектирования пока комбинат не обанкротили бандюки. Хорошая интересная работа и без прелестей российской архитектуры с сотней согласований у чиновных рыл. Зачем обанкротили и закрыли вполне рентабельное и перспективное крупное предприятие - до сих пор не пойму, хотя и пытался выяснить, но логики, даже шкурной чьей-либо так и не нашёл. Комбинат выпускал мебель совкового дизайна но очень приличного качества из натуральных материалов. По соотношению цена-качество продукция была вполне востребована в РФ. Всё что было нужно - это толковый менеджмент и кредит, ну и конечно соблюдение законности в стране. Закупить современные станки, переучить персонал и нанять хороших дизайнеров. Просто взять итальянские аналоги и передрать, но так чтобы изменить некоторые детали, чтобы неподсудно было по авторским правам. Вполне конкурентны были бы при наличии ценных пород древесины. В Сочи много ценных пород древесины.
В Турцию гонят кругляк бука, дуба, орех, кедр, самшит и др. Когда был ГАПом по двум объектам олимпийской инфраструктуры: общежития на 1200 мест гостиничного типа для обслуживающего персонала олимп. игр из двух зданий и лыжного высокогорного комплекса "Роза-Хутор", часто бывал на объектах и заезжая к нижней станции канатной дороги комплекса "Роза-Хутор" проезжал километр терриконов с трёхэтажный дом кругляка ценных пород древесины вырубленной по подошвам и склонам гор при строительстве совмещённой авто-ж/д дороги на Эстосадок (Красная Поляна). Всё вывезли к себе турки. Но об этом расскажу позже.
Если кто-то думает что обустройство горнолыжного туристического центра в Эстосадке (Красная Поляна) способно компенсировать Сочи потерю морского курорта, то просто сравните: На горнонолыжном центре (горнолыжным курортом его пока назвать нельзя за неимением бальнеологической составляющей)за сезон побывают тысяч 10 туристов (пусть даже и богатеньких), а на морском побережье Сочи отдыхало до 6 миллионов человек за сезон. Сочи по данным официальной статистики 11-12 годов насчитывал 336 тыс. жителей. Но это официальных с постоянной пропиской. Реально же Сочи - полумиллионник. Это второй в мире по протяжённости мегаполис после Лос-Анжелеса; растянувшийся от Туапсе до Псоу Большой Сочи имеет протяжённость 198 км.
Известный всему миру горнолыжный курорт Куршевель обслуживает население деревушки в 5 тысяч человек. А как должны зарабатывать на жизнь почти пол миллиона сочинцев, не имея никакого производства, не имея никакой экономики с убитым морским курортом и редкими отдыхающими с убитым фермерством? Пол миллиона занимающихся оказанием услуг друг другу и торговлей!
В Сочи сейчас ситуация в экономике и перспективы жизни на будущее не лучше чем в Крыму. Царственная моль поигралась в олимпиаду, удовлетворила своё насекомое честолюбие, протратила десятки миллиардов долларов на пиар, притом за пределами РФ тут же его слила в сортир, и полетела играться в оловянных солдатиков в Украине и в Крыму. Только вот в отличие от крымчан мы даже в фейковом референдуме по поводу проведения у нас царской потехи не участвовали, нас вообще никто не спрашивал. На сколько я знаю по мнениям своих знакомых и друзей сочинцев, если бы горожане решали бы этот вопрос на реальном референдуме, то большинство сочинцев, зная как это всё будет в путинской Московии, сказали бы олимпиаде НЕТ. Сочинцы ленивы, как это свойственно жителям курортных городов, но отнюдь не дураки. Так что не удивляйтесь, дорогие москвичи, если вдруг обнаружите к себе у сочинцев враждебное отношение, и не восклицайте: мы столько в Сочи бабла вложили, а они, неблагодарные...!

Про сельское хозяйство в регионе Большого Сочи мало что могу сказать будучи архитектором. Но в прежние годы и в магазинах и тем более на рынках было полно и кубанских и местного производства продуктов: мяса, птицы, фруктов, овощей и соков, даже был местный чай, и очень хороший. Было чудесное местное вино "Сочи". Я его возил в ОАЭ, когда по контракту работал в Дубае. Угощал там британцев в ответ на их угощение марочными испанскими и рейнскими винами по цене от 100$ за бутылку. Все признали что наше сочинское вино не уступает марочным испанским. А стоило тогда копейки в Сочи. Я даже подумывал возить его на экспорт. Но разбираться с российскими таможенниками - не мой уровень компетенции был. Сейчас ничего этого нет. Вообще ничего! Даже на рынках. Всё привозное по ценам выше московских.

Подвожу итог по вопросу экономики Сочи. Полумиллионный город с напрочь отсутствующим производством и убитым сельким хозяйством, с убитым морским курортом, полным отсутствием зарубежных туристов и быстро сокращающимся числом отечественных; с горнолыжным комплексом принадлежащим в основном московским олигархам и не приносящим практически доход в бюджет города, не дающий даже достаточного количества рабочих мест местному населению пос. Красная Поляна.

Зато стоит олимпийская деревня практически мёртвым пустым посёлком городского типа без жителей, стоят ледовые дворцы так же практически пустые потому как аренда их для проведения какого-либо мероприятия окажется сильно убыточной. Содержание всех выстроенных олимпийских спортивных сооружений и объектов в Сочи обходится бюджету в 1,5 миллиарда $ в год. Для бюджета города это абсолютно нереальная сумма. Изредка путинские там затевают какую-нибудь спортивную пиар-акцию. Но им сейчас уже не до этого. Железобетонные колоссы олимпийских дворцов медленно погружаются в почву приморской долины засыпанных в спешке имеретинских болот. У меня есть по работе знакомые топографы с электронными теодолитами. Мы провели несколько раз замеры и получилось, что например олимпийский стадион "Фишт" погружается со скоростью 8мм в неделю, Большой ледовый дворец и другие - по 5-6мм. Это было в последний месяц строительства перед открытием олимпиады. Не думаю что процесс сейчас замедлился.
Дело в том, что до скального основания коренных известковых пород бывшего дна морского залива в зоне постройки этих колоссов в среднем около 60 м в глубину - наносные породы бывших болот, - торфяники вперемешку с илистыми глинами и обилием грязевых линз с неразложившимся мусором биологических отложений. Короче - болото. Строить в таких местах крупные тяжёлые сооружения можно только на специальных поплавковых очень дорогих фундаментах. Чтобы неспециалистам было понятно - на фундаментных основаниях по принципу катамарана, с расходящимися во все стороны фундаментными плитами-поплавками в едином железобетонном монолите фундамента. Площадь таких поплавков-плит зависит от расчёта веса возводимой конструкции и коэффициента плотности и сопротивления грунта под ней.
Ещё применяется японский метод заморозки грунта под строением с помощью жидкого азота. Такая же методика применяется для выравнивания высотных зданий, отклоняющихся при строительстве от вертикальной оси. Но всё это - бешено дорогое удовольствие. Для таких колоссов поплавки должны были бы быть гигантскими. К тому же в зоне почти 9-бальной сейсмики применять такую методику можно только в сочетании с заморозкой грунта, или не более 60м протяжённостью плиты в любом направлении, т.к при толчках в отдалённых участках конструкции возникают разные амплитуды колебаний. И тут вам не питерские болота, где строил Пётр на дубовых не гниющих сваях. Здесь свайное поле не удержит. Сами понимаете что ничего этого при строительстве применено не было. Вот и тонут колоссы, памятники царской потехи, на глазах в болоте.

Есть ещё проблема перелётных птиц. Точнее две проблемы: и для людей, и для птиц. Для перелётных птиц из Африки в среднюю полосу России тысячелетиями это была площадка и база отдыха. Перелететь кавказский хребет птицы не могут, не могут и без посадки и отдыха пролететь над Чёрным морем. Летя вдоль берега черноморского побережья Кавказа они имели тут в болотистой Имеретинской низменности единственную и облюбованную тысячелетиями площадку. И отсюда уже вторая проблема для людей. Птицы, повинуясь врождённому инстинкту всё равно будут садиться там вокруг этих олимпийских дворцов на лужайки, дорожки, строения... А некоторые из них являются переносчиками африканских вирусных инфекций, таких например, как Геморрагическая лихорадка. Все известные в России случаи заболеваний - это как раз таки от контакта человека с птицами, носителями таких вирусов. В Имеретинке случаев массовых эпидемий не случалось очевидно потому, что на болотах людей мало было. Только у некоторых местных фермерах были огороды по краям болот.
Но сейчас вероятность эпидемии тысячекратно возрасла. Про Имеретинские болота вообще сохранилась легенда. Местные коренные жители "убыхи" (которые переселились в Турцию во время завоевания Россией Кавказа и растворились там) вообще избегали ходить в эти места и называли их АрдЛер, что в дословном переводе означает "по ту сторону", а в смысловом - тот свет, т.е. смерть. Живыми и здоровыми из малярийных болот не возвращались. И малярия - это меньшее что можно было там подхватить. Ну а офицеры российской имперской армии восприняли название на немецкий манер - Адлер. Увы, природа может жестоко отомстить людям за такое хамское отношение к ней.

И это утверждение относится также и к строительству совмещённой авто-ж/д дороги на Эстосадок (Красную Поляну). Как ГАП вышеназванной турецкой компании я был ГАПом олимпийского общежития о чём говорил выше. Рядом с нашим запроектированным и строящимся уже объектом РЖД начало возводить конечную станцию вокзал в Эстосадке. У нас возникли с ними проблемы размежевания территории. Также часть нашей территории, на которой была запроектирована техзона комплекса и противопаводковые конструкции, отрезалась под сервитут этой авто-ж/д дороги. Возникали проблемы с газоснабжением комплеса и противопаводковыми сооружениями вдоль Мзымты. Возникла необходимость прирезки новой территории и перепланирования объектов техзоны, инж. коммуникаций внешнеплощадочных сетей и коррекции размежевания. Поэтому я был вынужден долго заниматься с ними перепиской и истребовать часть их проектной документации, примыкающего к нам, их участка строительства в виде автокадных планов и схем конструкций.
Их проектировщики поленились вырезать для меня истребуемую часть проекта и кинули мне на п/я проектную документацию почти тридцати километрового участка. Поэтому я имею хорошее представление об этой дороге, не говоря уже о том, что сотни раз проезжая мимо на свои объекты наблюдал процесс строительства.
Всем известно о погубленных и порубленных заповедных лесах по подошвам горных склонов. Всем известна сумасшедшая стоимость строительства этой никому не нужной кроме якунинского шубохранилища дороги ($ 9,4 млрд.). Все догадываются что дорога не только что не окупит своего строительства никогда, но даже своего обслуживания. Но мало кто знает о том, что ездить по ней на поездах смертельно опасно. И не только из-за того, что ущелье Мзымты имеет вероятность землетрясений в 9 баллов. Тут уж никакая дорога не выдержит.
Проблема в том, что при 12 тоннелях и протяжённости в 48 км. более 60% её проходит на опорах по речному галечному плёсу горной реки Мзымта. Опоры строились на фундаментных основаниях в виде ж/бетонных быков 3х3х3 м, которые без свай отливались прямо в штроблённой траншее речной гальки. Мало того что Мзымта имеет сезонные паводки. Да такие, что полутораметровые бетонные блоки катает как картонные коробки и постоянно меняет русло оставляя старицы. Река имеет пунктирно подземные русла, а весь наносный рекой в ущелье грунт местами до 60 м дрейфует, т.е сползает вниз к морю с разной скоростью на разных участках. На некоторых скорость дрейфа грунтов составляет до 50 мм в год. А это значит что и опоры дороги будут дрейфовать вместе с грунтом и с разной скоростью и направленностью векторов. В стальных конструкциях пролётов дороги конечно предусмотрены динамические компенсаторы напряжений в стыках, и для автодороги подвижка опор не очень опасна. Ну лопнет асфальтовое покрытие, ну выпрет складка. Тряханёт машину на скорости и только. Приедут дорожные рабочие и залатают. А вот с типовыми рельсами российской ж/д дороги - проблема. Скопившееся напряжение конструкции может привести к тому что соединение стальных рельс может лопнуть в любой момент под дополнительной динамической нагрузкой проходящего поезда. Как следствие - схождение с рельс на скорости. И опасность реально появляется уже спустя год после строительства.
Но Россиянам к таким ЧП сейчас уже не привыкать. Всё у Бедоносца начинает везде падать, рушится, тонуть и лопаться.

Знал бы прикуп - не жил бы в Сочи

Как любитель, не могу не прокомментировать про вино. Не знаю, что это за чудо-вино "Сочи", но в Испании делают отличные вина и намного дешевле, чем $100, с которыми мало какие из российских вин могут конкурировать. Рейнские же никогда не считались особо выдающимися. Во всяком случае, за пределами Германии.
Tags: Россия, Сочи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments