igor_piterskiy (igor_piterskiy) wrote,
igor_piterskiy
igor_piterskiy

Categories:

О безопасности авиаперелетов.



Каждая новая громкая авиакатастрофа подпитывает старые страхи и усиливает недоверие к авиаперевозкам. Не стала исключением и последняя трагедия с авиалайнером FlyDubai в Ростове-на-Дону. Попробуем показать, что аэрофобия не только безосновательна, но и небезопасна.

Начнем ликбез с таблички из [1].
AS1.jpg

Мы видим, что вероятность попасть (не обязательно погибнуть) в инцидент с человеческими жертвами даже у худших авиакомпаний мира - 1 шанс на полтора миллиона полетов! У лучших - почти на порядок меньше. Причем количество таких инцидентов в мире неуклонно сокращается, несмотря на рост авиаперевозок, что видно на графике оттуда же.

AS2.jpg

Все, однако, познается в сравнении. Попробуем сравнить безопасность авиаперелетов с поездками на автомобиле. Вы знаете боящихся ездить в автомобиле? Я - нет. А вот боящихся летать - довольно много.

Тут придется воспользоваться статистикой США из [2] и [3], поскольку количество и качество отечественной статистики не идут ни в какое сравнение. Если кто скажет, что самолеты в США безопаснее, так там и автомобили много безопаснее. Несмотря на значительно более высокую степень автомобилизации, относительная смертность (на 100 тыс. населения) в автомобильных авариях вдвое ниже, чем в России.

В США совершается в год примерно 200 млрд. поездок на личных автомобилях (при средней заполняемости чуть больше полутора человек на автомобиль). При этом с ними происходит около 20 тыс. аварий с человеческими жертвами в год. Итого - примерно 1 случай на 10 млн. поездок.

Теперь про самолеты. В год в США совершается около 10 миллионов полетов авиалайнеров. Среднее количество инцидентов с человеческими жертвами за последние 10 лет - примерно 2 в год (не обязательно лайнер при этом разбивается в лепешку со всеми пассажирами, в статистику входит даже гибель наземного персонала при обслуживании самолетов). Итого - примерно 1 случай на 5 млн. полетов.

Вот оно - полет в 2 раза опаснее поездки на автомобиле! Значит, страхи оправданы? Ничего подобного! Дело в том, что средняя дистанция поездки на автомобиле - всего около 15 км, а среднего перелета - на 2 порядка больше. При этом надо учесть, что опасность поездки на автомобиле возрастает пропорционально расстоянию, а для самолета это не так, поскольку основная часть происшествий приходится на взлет-посадку. Очевидно, что при увеличении дистанции поездки должен быть порог, после которого самолет становится безопаснее. К сожалению, не удалось найти в открытом доступе исследовательские работы по теме, но, судя по цитатам из них в других источниках, этот порог в условиях США не превышает несколько сотен километров даже для водителей из групп низкого риска и на безопасных автомобилях.

Повторим еще раз для закрепления пройденного: если надо переместиться на расстояние больше нескольких сотен километров, то самолет однозначно безопаснее!

Небезопасность автомобилей подтвердил на практике и случай со знаменитыми терактами 9/11. Дело в том, что после терактов заметно уменьшился спрос на авиаперелеты, как из-за страхов, так и из-за неудобств, связанных с новыми мерами безопасности, и соответственно вырос автомобильный траффик. В исследованиях [4] и [5], выполненных сотрудниками немецкого Института Макса Планка и Корнелльского университета в США, получены близкие цифры сверхнормативной смерности в автомобильных авариях - около 2000 человек. Между прочим, это сравнимо с числом жертв самих терактов, и на порядок превышает количество погибших в инцидентах с авиалайнерами в США за последнее десятилетие! Вот он, конкретный пример, как аэрофобия убивает!

Как видим, факты говорят о том, что авиалайнеры вполне безопасны по сравнению с привычными всем автомобилями. К тому же по статистике американец совершает в среднем больше 3 поездок на автомобиле в день, но всего несколько перелетов в год. Вот почему среднегодовое число жертв автомобилей измеряется десятками тысяч, а авиалайнеров - просто десятками! Казалось бы, безопасность автомобилей должна волновать людей намного сильнее, чем безопасность авиалайнеров. Ан нет! Все дело в человеческой психологии - редкие, но масштабные авиакатастрофы привлекают гораздо больше внимания, чем ежедневная гибель людей на дорогах.
В [6] приводится статистика для газеты New York Times 90-х годов: на каждые 10 тыс. погибших в авилайнерах приходилось в среднем 1382 статьи на первой странице, на 10 тыс. погибших в автокатастрофах - менее одной!
Аналогичный случай с шахтерами. Крупные катастрофы, вроде случившейся недавно на шахте "Северная", мешают осознать тот факт, что есть работы много опаснее, чем на угольных шахтах.

Ну, и напоследок - о призывах немедля усилить и углУбить, которые раздаются после каждой авиакатастрофы.
Во-первых, это и так происходит по всему миру, о чем свидетельствует четкий тренд на уменьшение количества катастроф. И даже в России, которая еще недавно успешно конкурировала с Африкой по частоте происшествий, а теперь находится на более-менее приличном уровне по безопасности.
Во-вторых, все имеет свою цену. Авиабилеты уже не слишком дешевы, хотите ли вы платить больше? Если да, то у вас и сейчас есть такая возможность, выбрав одну из авиакомпаний с хорошей репутацией (хотя у некоторых лоукостеров она тоже неплоха, но в Россию они почти не летают). А, скажем, жители Петербурга могут вообще доехать до Хельсинки и приобщиться к финским стандартам безопасности, одним из самых высоких в мире.
Если же кто-то считает, что срочно раскошелится должны "богатенькие" авиакомпании, то хочу огорчить таких борцов за социальную справедливость: авиаперевозки пока еще несколько менее доходны, чем наркоторговля. Например, по статистике из [3] американские авиакомпании с 2000-го года в среднем приносили суммарный ежегодный убыток около 1 млрд. долл. Насколько я знаю, в других странах тоже не все хорошо с прибылями...
Впрочем, есть мнение, что на безопасность полетов уже тратится слишком много, что приводит к неоправданному удорожанию авиаперевозок. Например, в статье [6] с характерным названием "Не слишком ли безопасны авиаперелеты?" автор пишет о том, что это отвлекает ресурсы от более насущных задач, особенно в странах 3-го мира. Поскольку Россия последнее время стала стремительно приближаться по доходам, то может быть актуально и для нас...

Источники.
1. ACCIDENT STATISTICS
2. Summary of Travel Trends: 2009 National Household Travel Survey
3. The Bureau of Transportation Statistics
4. 9/11, Act II: A Fine-Grained Analysis of
Regional Variations in Traffic Fatalities in
the Aftermath of the Terrorist Attac

5. Driving fatalities after 9/11: a hidden cost of terrorism
6. Is Air Travel Too Safe?

Еще по теме: О безопасности Ту-154.
Tags: Авиация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Белый дом в Стране Чудес.

    «Если бы у меня был свой собственный мир, - сказала Алиса, - в нем все было бы чепухой. Ничего не было бы тем, что есть на самом деле, потому что…

  • О "кризисе капитализма".

    Капитализм в кризисе – слышим мы постоянно. Капитализм в экзистенциальном кризисе: он лишает людей смысла существования, травмирует их социальной…

  • Юбилейное.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments

Recent Posts from This Journal

  • Белый дом в Стране Чудес.

    «Если бы у меня был свой собственный мир, - сказала Алиса, - в нем все было бы чепухой. Ничего не было бы тем, что есть на самом деле, потому что…

  • О "кризисе капитализма".

    Капитализм в кризисе – слышим мы постоянно. Капитализм в экзистенциальном кризисе: он лишает людей смысла существования, травмирует их социальной…

  • Юбилейное.