igor_piterskiy (igor_piterskiy) wrote,
igor_piterskiy
igor_piterskiy

Categories:

Избранный народ.



"Избранный народ: исследование интеллекта и достижений евреев" - это последняя работа Ричарда Линна, посвященная групповым различиям в IQ и их последствиям. Как и во всех своих предыдущих работах за последнее десятилетие, он подкрепляет свои аргументы огромным количеством эмпирических данных. Он развивает свои тезисы беспристрастно, позволяя фактам говорить самим за себя, что они и делают впечатляющим образом, почти неопровержимо. В своих предыдущих книгах он исследовал расовые и этнические различия в IQ для многих групп. "Избранный народ" - это тематическое исследование одной отдельной группы, которая продемонстрировала удивительно похожие модели достижений в самых разных условиях.

Профессор Линн начинает с того, что указывает на необычайный успех евреев почти во всех областях. В 19-м веке ограничения, которые мешали большинству евреев получать высшее образование, не связанное с религией, начали сниматься в большей части Западной Европы, а к середине века «люди начали замечать, что евреи достигли выдающихся успехов, и начали предполагать, что это можно объяснить их интеллектом». (Если не указано иное, все цитаты взяты из работы профессора Линна.)

В то время основная масса евреев все еще проживала в Восточной Европе, но из-за погромов, начавшихся примерно в 1880-м году, евреи начали мигрировать в Западную Европу и особенно в Соединенные Штаты. Они составили часть массовой иммиграции в США в период с 1880-го по 1924-й год.

Профессор Линн пишет:

Они прибыли как беженцы без гроша в кармане, не умеющие говорить на языках своих новых стран; это были «задавленные массы» из самого отсталого региона Европы. Тем не менее к середине 20-го века дети и внуки этих иммигрантов добивались гораздо лучших результатов, чем неевреи, по всем показателям социально-экономического статуса и доходов, и превосходили их на несколько порядков в области высших академических достижений...

Разработка тестов IQ подтвердила впечатление, что евреи необычайно умны, и обширный обзор литературы профессора Линна показывает, что у евреев в США средний IQ составляет 110 по сравнению со 100 у других европейцев. Это помогает объяснить их выдающиеся результаты в различных областях. Евреи составляют лишь около 0.2 процента населения мира, но, например, половина международных гроссмейстеров и 16 процентов лауреатов Нобелевской премии по науке были евреями. Для профессора Линна цель его книги «задокументировать и объяснить такие достижения». Было бы, однако, ошибкой думать, что это достижения всех евреев, поскольку это в основном достижения евреев-ашкенази, евреев из Восточной Европы.

Профессор Линн объясняет, что существует четыре основных субпопуляции евреев, генетически различных в зависимости от их разной истории после изгнания из Израиля в первом веке нашей эры. Самая многочисленная группа - это ашкенази, мигрировавшие в Западную Европу. Однако «в период между 1290-м и 1500-м годами евреи подверглись массовым преследованиям и изгнанию из Западной и Центральной Европы... Большинство из них мигрировали на восток в современные Польшу, Литву, Латвию и Россию». Там они оставались до массовых переселений в конце 19-го - начале 20-го веков. Те, кто остались, были в основном убиты нацистами к концу Второй мировой войны. Большинство из тех, кто выжил в войне, эмигрировали в Израиль и другие, в основном англоязычные страны.

Вторая группа, сефарды, мигрировали после изгнания римлянами на Пиренейский полуостров, где они жили, в основном под властью мусульман, до 1492-го года. Евреи процветали в ранний период мусульманского правления, но примерно с 1000-го года произошла смена мусульманского руководства, что привело к усилению преследований. Когда Испания изгнала мусульман в 1492-м году, она также изгнала всех евреев, отказавшихся принять христианство. Португалия изгнала своих евреев в 1496-м году. Большинство иберийских евреев отправились на Балканы, хотя другие мигрировали на Ближний Восток, в Нидерланды и Италию. Профессор Линн отмечает, что «их потомки в середине 20-го века насчитывали около двух миллионов и были широко рассеяны по всему миру».

Третья группа евреев, мизрахим, селилась в разных странах Ближнего Востока и Северной Африки, начиная примерно с 600-го года до н.э.. Эти земли были завоеваны арабами в 8-м веке, под властью которых евреи терпелись, но подвергались различным ограничениям. Регион был завоеван в 16-м веке турками-османами, которые «обеспечили в целом благоприятную среду для евреев и других немусульман». Это основная причина, по которой евреи, изгнанные из Испании и Португалии, попадали в Османскую империю.

Четвертая группа, фалаши, «это эфиопы, обратившиеся в иудаизм в неопределенное время много веков назад». Государство Израиль признало этих генетически отличных африканцев евреями, которые, следовательно, имели право воспользоваться еврейским правом на возвращение. Профессор Линн пишет, что «к 1998-му году практически все они покинули Эфиопию и поселились в Израиле. Их было около 80 тыс. человек... [или] около 1.4 процента населения Израиля».

За исключением эфиопов, все три еврейские субпопуляции очень похожи друг на друга генетически и отличаются от неевреев. Тем не менее, столетия разлуки привели к значительным различиям между ними, отчасти из-за смешанных браков с неевреями, даже несмотря на строгие правила браков только внутри сообщества.

Самая заметная разница между еврейскими группами - средний IQ. В то время как у ашкенази он в среднем составляет 110, у сефардов - около 99, что близко к показателям европейцев. Мизрахим набирают около 91 балла, что заметно ниже, чем у европейцев, но выше, чем у арабов, с которыми они жили, чей средний показатель - около 84. У генетически отличных фалашей IQ - около 70, что типично для народов к югу от Сахары.

Эти различия в IQ оказали большое влияние на достижения каждой группы. Особенно это заметно в Израиле, где они живут бок о бок. Население Израиля, насчитывающее около 6 миллионов (в 2000-м году), состоит из примерно 40 процентов мизрахим, примерно 40 процентов «европейцев» и примерно 20 процентов арабов-мусульман. Однако сравнения сложны, потому что 2.4 миллиона, охарактеризованные как "европейцы", включают 110 тыс. сефардов. Кроме того, многие в группе, классифицируемой как "европейские евреи", являются иммигрантами из России, часть которых (по некоторым оценкам израильских демографов - до 900 тыс.) - вовсе не евреи. Это этнические русские, «которые притворялись евреями, чтобы получить разрешение на выезд из Советского Союза». По этим причинам средний IQ тех, кто классифицируется как "европейские евреи", оценивается примерно в 106 баллов.

Тем не менее, по всем показателям социальных и образовательных успехов "европейцы" добиваются большего, чем мизрахим, которые, в свою очередь, добиваются большего, чем арабские граждане, и это полностью соответствует оценкам IQ. Особый случай представляют эфиопы, которые очень бедны и ведут себя как американские черные. По словам израильского исследователя, многие «ассоциируют себя с "агрессивной и полукриминальной афроамериканской молодежной культурой" и стали "своего рода этническим низшим классом"».

Большая часть книги профессора Линна посвящена деятельности евреев (в основном ашкенази) практически во всех странах, где они поселились. Самым поразительным открытием является огромное сходство достижений евреев повсюду. Везде без исключения евреи превосходят своих соседей-неевреев во много раз. Будь то образование, профессиональные и управленческие должности, престижные награды, доходы, музыка и искусство, евреи в среднем в пять раз успешнее, чем неевреи.

В Австрии, например, евреям не были предоставлены полные гражданские права до 1867-го года. Тем не менее, в период с 1873-го по 1910-й годы евреи доминировали в большинстве профессий в Вене, хотя они составляли лишь 10 процентов населения города. Евреями были 40 процентов выпускников гимназий (элитных средних школ), 62 процента юристов, 50 процентов врачей, 57 процентов журналистов, 40 процентов директоров банков и 70 процентов членов совета Венской фондовой биржи.

Евреи значительно превосходят европейских неевреев по вербальным, математическим и аналитическим способностям, но в целом не превосходят европейцев по визуальным и пространственным. Это отражается в том факте, что евреи, как правило, наиболее успешны в таких профессиях, как медицина, юриспруденция и литература, но не в архитектуре, инженерном деле и скульптуре. На самом деле, они превосходят европейцев и в этих областях, но в меньшей степени, вероятно, используя свой общий интеллект для достижения максимальных результатов. Интересно, что успех еврейских художников в современную эпоху совпал с подъемом концептуального, нерепрезентативного искусства; они были особенно заметны в движении абстрактного экспрессионизма.

В Соединенных Штатах проживает самое большое количество евреев за пределами Израиля. К концу периода массовой иммиграции с 1880-го по 1924-й год в США насчитывалось около 4.2 миллиона евреев, что составляло 3.5 процента населения. Сегодня их 5.7 миллиона, но они составляют лишь около двух процентов населения, потому что другие группы росли быстрее.

Большинство иммигрантов не говорили по-английски, но даже в 1908-м году они составляли 7 процентов студентов университетов Лиги плюща, а к 1919-му году это число выросло до 13 процентов в Йельском университете, 20 процентов в Гарварде и Брауновском университете, 25 процентов в Пенсильванском университете и целых 40 процентов в Колумбийском. Они составляли 90 процентов студентов Городского колледжа и Хантер-колледжа в Нью-Йорке. В последующие десятилетия попытки ограничить зачисление евреев поддерживали довольно постоянный их процент в Лиге плюща.

Евреи перепредставлены в профессиях с высоким статусом. В 1945-м году 53 процента евреев занимали профессиональные и управленческие должности по сравнению с 19 процентами для всего населения. В 2000-м году этот показатель составлял 68 процентов против 35 процентов. Женщины-еврейки имеют почти идентичное распределение занятости: 51.4 процента - профессионалы и 16 процентов - менеджеры.

В юриспруденции и медицине евреи перепредставлены примерно в пять раз. Хотя евреи несколько недопредставлены среди преподавателей колледжей, они сильно перепредставлены на элитных факультетах университетов: от 7.4 раза в математике до 13.3 в юриспруденции. Шестьдесят два из 200 американских лауреатов Нобелевской премии были евреями, и евреи были шестью из 16 [американских] лауреатов престижных медали Филдса и премии Вольфа по математике. Евреи также получили 52 процента Пулитцеровских премий за документальную литературу.

Присутствие евреев в сфере развлечений хорошо известно. Профессор Линн отмечает, что «с 1920-х годов евреи доминировали в американской музыке в трех областях: популярные песни, мюзиклы и классика. В "золотой век" Tin Pan Alley (1920-1960) около половины ведущих авторов песен были евреями».

В Голливуде евреи основали самые известные кинокомпании и до сих пор доминируют в киноиндустрии. Профессор Линн цитирует кинокритика Майкла Медведя: «Любой список самых влиятельных руководителей производства на любой крупной киностудии будет включать подавляющее большинство узнаваемых еврейских имен».

Многие из самых известных кинозвезд были евреями, взявшими нееврейские имена, такие как Дуглас Фэрбенкс, Дэнни Кэй, Тони Кертис, Хеди Ламар, Джуди Холидей и Джуди Гарланд, и это лишь некоторые. В последнее время такие фигуры, как Пол Ньюман, Дастин Хоффман, Барбара Стрейзанд и Стивен Спилберг, не пытаются скрыть свое еврейское происхождение. Профессор Линн отмечает, что в 1990-м году журнал American Film сообщал, что руководители восьми из этих десяти ведущих компаний в области развлечений были евреями.

«Евреи занимают видное место среди владельцев и руководителей американского телевидения, радио и газет». Все основные сети, CBS, NBC и ABC, в то или иное время контролировались евреями. CBS была основана Уильямом Пейли, евреем, и по сей день остается под контролем руководитей-евреев. Дэвид Сарнофф, также еврей, руководил телеканалом NBC с 1930-го по 197й год, когда управление перешло к его сыну Роберту. В 1986-м году сеть была приобретена General Electric Corporation.

ABC была куплена Walt Disney Company в 1996-м году, в то время ею руководил Майкл Эйснер, а теперь возглавляет Роберт Айгер, оба евреи. Две из самых престижных и влиятельных газет, «New York Times и Washington Post, принадлежат евреям и их персонал - в основном евреи». Профессор Линн отмечает, что «семья Сульцбергеров по-прежнему контролирует Times, а также владеет 33 другими газетами, включая Boston Globe... [и] 12 журналами... с тиражом более пяти миллионов каждый; семью радио- и телестанциями; сетью кабельного телевидения; и тремя книгоиздательствами».

«Кроме того, три новостных журнала с наибольшим тиражом, Time, Newsweek и US News and World Report, в основном принадлежат евреям и ими управляются». Контролируют ли евреи СМИ - спорный вопрос; однако бесспорно, что они имеют влияние в средствах массовой информации, очень несоразмерное их численности в населении.

С необычайным усердием установив успех евреев-ашкенази, профессор Линн обращается к вопросу о происхождении высокого интеллекта этих евреев. Он отклоняет влияние среды по ряду причин. Он отмечает, что «четыре ветви еврейских народа в Израиле живут в одинаковой среде, имеют одинаковый доступ к здравоохранению и образованию, но различия в уровне интеллекта между ними очевидны». Часто высказываемое объяснение того, что упор евреев на образование объясняет более высокий IQ, легко отвергается, поскольку еврейские дети получают высокие баллы еще до поступления в школу. Роль «напористых еврейских матерей» можно не учитывать, поскольку многие исследования показали, что «факторы семейного окружения не имеют долгосрочного влияния на интеллект детей». Остается генетика.

Основываясь на исторических данных, профессор Линн предполагает, что до миграции с Ближнего Востока евреи, вероятно, имели IQ, схожий с IQ других семитских народов региона, который сегодня составляет около 84 баллов. Это означает, что с тех пор до настоящего времени IQ ашкенази вырос на 26 баллов. Это дает прирост на 1.25 балла за столетие и на 0.3 за поколение. Генетические изменения такого размера вряд ли произошли случайно, и эволюционные факторы, вероятно, сыграли свою роль. Должно быть, к такому значительному увеличению IQ привели направленные усилия в течение примерно 2000 лет, прошедших после миграции евреев в Европу. Однако, как отмечает профессор Линн:

Есть три вопроса, требующие объяснений. Во-первых, что привело к различиям в IQ ашкенази, сефардов и мизрахим? Во-вторых, почему эти три субпопуляции евреев имеют более высокий IQ, чем неевреи, среди которых они жили? В-третьих, как ашкенази приобрели свой набор высоких вербальных, математических и логических способностей, но более слабых визуальных и пространственных?

Одна известная теория состоит в том, что евгенический эффект имели еврейские обычаи и практика. Эту позицию занимает Кевин Макдональд в своей книге «Народ, который должен жить один». Возможно, самым важным из этих обычаев был высокий статус религиозных ученых, это означало, что богатые люди поощряли своих дочерей выходить замуж за ученых, а сыновей - за дочерей ученых. «Такие "евгенические браки" объединяли богатство и интеллект и обычно порождали относительно большое количество выживших детей», поскольку богатство давало преимущество в борьбе против болезней и лишений.

Другой евгенической практикой, навязанной извне, могли быть меры, принятые в Австрии и Германии в 18-м веке для ограничения роста еврейского населения: квоты на еврейские браки, специальные налоги на брак и правила для евреев, разрешающие только первым сыновьям жениться и т. д.. В таких обстоятельствах наименее значительным евреям, малообеспеченным или малообразованным, часто приходилось откладывать брак или полностью от него отказываться.

Третья причина, предложенная профессором Макдональм, заключается в том, что люди, в частности, не сумевшие завоевать престиж благодаря учености, могли быть более склонны оставить веру, чем те, кто добился большего успеха. Такое же мнение выразил Чарльз Мюррей в своей статье «Еврейский гений» в Commentary. Эта евгеническая практика также могла бы объяснить специфику IQ ашкенази, поскольку изучение священных текстов требовало высокого вербального IQ, но не обязательно высокого визуально-пространственного IQ.

Основная проблема этой теории, по словам профессора Линна, заключается в том, что эти практики также были распространены среди сефардов и мизрахим и не могут объяснить значительно более высокий IQ ашкенази. Однако это объяснило бы, как евреи из всех трех групп достигли более высоких показателей IQ, чем их население. Одна гипотеза состоит в том, что резня евреев на протяжении всей европейской истории могла быть непреднамеренно евгенической, поскольку более богатые и умные евреи могли сбежать в более безопасные места или избежать смерти, заплатив выкуп. Хотя мало свидетельств этого, гипотеза не является неправдоподобной и объясняет более низкий IQ сефардов и мизрахим, которые не убивали в таких количествах, как ашкенази.

Грегори Кокран, Джейсон Харди и Генри Харпендинг предложили другое объяснение в своей статье «Естественная история интеллекта ашкенази». Они утверждают, что примерно в 13-м веке европейские евреи были ограничены лишь несколькими профессиями. Во многом это произошло из-за того, что они были исключены по религиозным причинам из гильдий, доминировавших в экономике Европы. «Евреям разрешили быть ростовщиками, открывать банки и взимать проценты по ссудам, что было запрещено для христиан, работать сборщиками налогов, заниматься импортом-экспортом, а также торговать подержанными товарами в качестве разносчиков». В большинстве этих профессий, за исключением разносчиков, «евреям потребовались бы сильные вербальные, математические и логические способности для оценки рисков и проведения расчетов». А поскольку такие занятия позволяли повысить уровень жизни, те, кто в них участвовал, с большей вероятностью гарантировали выживание своего потомства и передачу генов, которые связаны с такими способностям. Это могло бы объяснить уникальную специфику IQ ашкенази, поскольку, в отличие от мастеров-христиан, им не требовались большие визуальные и пространственные способности.

Эта теория подтверждается тем фактом, что евреи-ашкенази страдают рядом генетических нарушений, вызванных генами, которые могут положительно влиять на интеллект. Эти гены, вероятно, были бы исключены из генофонда, если бы они не давали какого-нибудь значительных преимуществ. Более того, эти гены не распространены среди европейцев, сефардов или мизрахим. Эта теория также может объяснить разницу между ашкеназами и мизрахим, поскольку евреи, живущие при исламе, были, по словам профессора Кокрана и его коллег, заняты не на интеллектуально требовательных работах, а часто на «неприятных или презираемых». Все эти объяснения в высшей степени умозрительны, но быстрый прогресс в генетических исследованиях может привести к большей определенности.

Профессор Линн отмечает, что, хотя высокий IQ евреев-ашкенази может объяснить успех евреев, он не может полностью объяснить степень этого успеха. Учитывая разницу в IQ между евреями и неевреями, мы могли бы ожидать, что евреи в два раза чаще, чем неевреи, будут иметь IQ выше 115, минимум, необходимый для того, чтобы стать, например, врачом или юристом. Однако участие евреев в медицине и юриспруденции более чем в четыре раза выше, чем можно было бы предсказать по одному только IQ.

В целом евреи ничем заметно не отличаются от неевреев по своим ценностям, за одним исключением: у них большее желание добиться экономического и социального успеха, то есть у них высокая «мотивация к достижениям». Профессор Линн полагает, что это, как и многие личностные показатели, может иметь частично генетическую основу, «вызванную отбором в результате евгенических обычаев, преследований и дискриминации».

В этой книге профессор Линн более чем выполнил свою задачу по документированию и объяснению выдающихся достижений евреев в современных обществах. Тем не менее, подозреваю, что многие читатели будут разочарованы тем, что профессор Линн не затронул спорные вопросы, связанные с влиянием евреев на современную западную культуру. Профессор Линн предпочел не писать об этом. Что он сделал, так это предоставил убедительно аргументированный, полностью научный анализ, на который могут положиться как на надежный ресурс те, кто действительно желает обратиться к этим спорным темам.


Мой перевод из The Chosen People.

Во избежание: сам я к евреям никакого отношения не имею - "если кто и влез ко мне, так и тот - татарин".

Еще по теме:


Tags: общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Трамп объявил о создании собственной соцсети.

    "Компания экс-президента США Дональда Трампа Trump Media & Technology Group объявила о создании новой соцсети TRUTH Social, призванной…

  • Почему надо вакцинировать детей 5-11 лет.

    НЬЮ-ЙОРК, штат Нью-Йорк. Эксперты призывают всех сделать прививки своим детям и предсказывают ужасные последствия, если это не будет сделано. По…

  • Чахлик.

    - Ну, как, Чахлик? Есть зарубка на прикладе? С гримасой боли Чахлик сбросил форменную пластиковую защиту и под хохот сослуживцев проковылял в душ.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Трамп объявил о создании собственной соцсети.

    "Компания экс-президента США Дональда Трампа Trump Media & Technology Group объявила о создании новой соцсети TRUTH Social, призванной…

  • Почему надо вакцинировать детей 5-11 лет.

    НЬЮ-ЙОРК, штат Нью-Йорк. Эксперты призывают всех сделать прививки своим детям и предсказывают ужасные последствия, если это не будет сделано. По…

  • Чахлик.

    - Ну, как, Чахлик? Есть зарубка на прикладе? С гримасой боли Чахлик сбросил форменную пластиковую защиту и под хохот сослуживцев проковылял в душ.…